Рисунок интерьер русской избы 5 класс


Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 2. Убранство русской избы

Цели: начать изучать язык декоративно-прикладного искусства; познакомить учащихся с сюжетно – декоративной композицией; воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. Материалы: иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; музыкальное сопровождение: звоны колоколов; изображения избушек и теремов из русских народных сказок; акварель или восковые мелки, кисти, бумага.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

С древнейших времен человек строил себе жилище. Дом был важнейшей частью жизни на Руси. Сегодня мы поговорим о русских народных избах. В русском народном доме главенствовал наивысший порядок, которому было подчинено все вокруг. Образ русской избы сложился по большей части в Северной России. Человек приближал к себе мир Космоса различными образами, организовывая свою жизнь в согласии с матерью-природой. Дом для человека служил маленькой вселенной, который оберегал семью от зла, притягивая силы добра и любви.

Огромные крыши домов, украшающие различные помещения – как зимние, так и летние, напоминают крылья. К дому прилегал небольшой двор, похожий по своему убранству на маленький корабль. На крышу своего дома крестьянин сажал небольшого деревянного коня, который был символом солнца и времени. Дом и двор крестьянина как бы символизировали начало и ко- нец земной жизни.

Слово «изба» (его синонимы «изъба», «истопка», «ызба», «истьба», «истобка») употреблялось с самых древних времен. Вероятно, оно произошло от глаголов «топить» и «истопить». Ведь дом – это, прежде всего, отапливаемое помещение. Истопкой называли свое жилище белорусы, украинцы, русские. И даже кладовая для хранения овощей и заготовок была отапливаемой. Северные избы были похожи на огромные величавые хоромы. Избы же средней полосы России были «низкорослыми», приземистыми, но по-своему красивыми и статными.

Изба по своей значимости стояла в одном ряду с такими понятиями, как «жизнь», «добро», «любовь», «семья». Человек наполнял свой дом различными образами для того, чтобы привлечь к себе силы добра и света, а также для того, чтобы уберечь себя и свою семью от недобрых умыслов.

Крыша дома обязательно была связана с небом, клеть – с землей (клеть – это крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, полом и дверью), подклет (подполье) – с подземным миром. Из чего же возводили свои дома русские крестьяне? Великолепному русскому поэту Николаю Гумилеву принадлежат такие строки:

Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни.

И действительно, свои дома русские строили, в основном, из дерева. Именно оно давало человеку кров, придавало дому тепло и гармонию. Материал этот довольно легко поддавался раз- личной обработке. В постройку своего дома человек вкладывал огромный смысл. Существует пословица «Мой дом – моя крепость». Конечно, интерес представляет и то, как выбиралось место под постройку избы. Ведь древние люди не строили свои дома где попало. Например, строительство не начинали там, где раньше проходила дорога или стояла баня, ведь банный дух был существом недобрым. Для строительства не годился и спорный участок земли – считали, что в таком доме беспрестанно будут возникать споры и разлады. Если на участке находили кости людей или жертвенных животных, там также нежелательно было строить жилище. На местах пожаров, наводнений или иных горестей дома тоже не строились.

Люди тщательно проверяли каждое выбранное место. Делалось это при помощи хлеба – главного продукта крестьянина. При выпекании хлеба люди загадывали на один из них, и если именно этот хлеб получался добротным и хорошим, то это расценивали как знак благословения Бога на строительство дома. Если же хлеб получался плохим – строительство не затевали.

Другим способом проверки места служил очень необычный обряд. Хозяин приносил из разных мест по камешку, причем, нес он их обязательно либо под шапкой, либо за пазухой, чтобы они соприкасались с голым телом. На месте будущего дома он раскладывал камни, отмечая его углы. А сам становился в центр своей будущей маленькой Вселенной и упорно молился, прося помощи и благословения у высших сил. Через три дня он приходил на то же место, и если находил камни нетронутыми, это означало, что строительство можно начинать. Вместо камней нередко использовали зерно. Важно отметить, что проверкой места занимался исключительно мужчина – хозяин семьи.

Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома. Строительство избы никогда не затевали под вечер, ведь русская народная поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». Строительство дома обязательно захватывало праздник Троицы: «Без Троицы дом не строится», – говорили на Руси. Праздник этот отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Таким образом, строительство дома, как правило, начинали около 21 марта, а заканчивали ровно через три месяца.

Когда место и время были выбраны, начиналось собственно строительство. Начиналось оно с особого ритуала принесения строительной жертвы – в жертву домовому приносили курицу.

При закладке фундамента в центре будущего двора сажали березу или рябину. Ведь центром Космоса в верованиях древних славян служило мировое дерево. Для того чтобы обеспечить счастье и богатство будущей жизни, при закладке дома под фундамент подкладывали клочки шерсти животных, горсточки зерна, монетки. Когда принимались за потолок, прикладывали хлеб или медвежью шкуру, а иногда и чашу с кашей или кусок пирога.

Декор и убранство русской избы было своеобразным. Крышу дома украшал конь – охлупень, который прикрывал избу своими крыльями, защищая ее от невзгод. Конь был символом добра и красоты, он представлял собой маленькое солнце, движущееся по небу. Доски избы украшали полотенцами и причелинами (резными досками, которые не только украшали дом, но и защищали выступающие торцы бревен от дождя. Верхняя часть фасада называлась фронтоном. При украшении фронтона использовали ромбы, точки-отверстия, орнаменты, символизирующие дождь и впитывающую его землю. Считалось, что дождь брался из неких небесных запасов воды, и люди придавали ему особое значение.

За счет окон в избе происходила связь с внешним миром. Окна имели свой неповторимый характер и свое назначение. Простые окна, примитивные отверстия в стене дома, со временем превратились в красивые очи, глядящие на все, что окружало дом и двор. Окна стали одним из главных украшений дома, предметом гордости хозяина. В древности смотровые, световые, проветривающие окна были небольшими и прорубались так, чтобы не нарушать устойчивости дома. Прорубались они в двух бревнах и, что важно, до половины бревна. Такие окна назывались волоковыми, потому что закрывались изнутри доской. Зимой вставляли раму (оконницу) с каким-либо прозрачным материалом, например, использовали промасленный холст или пленку рыбьего пузыря. А летом оконницы снимали, и изба начинала смотреть на мир «открытыми очами».

На севере Руси для окон использовали другой материал – слюду. Его добывали маленькими кусочками, которые потом соединяли металлическими полосками. На Руси существовали и косящатые окна (имеющие мощные косяки). Сначала они появились в городах и посадах. Ставили их, в основном, на зданиях общественного назначения. Такое окно было укреплено косяками из нескольких (в основном, трех) брусков в виде буквы «П». Подоконником этому окну служило слегка стесанное бревно. Такие окна располагались на главном фасаде, а волоковые – по бокам избы.

Светелочное окно – наиболее нарядное из всех. Переднее окно предназначалось для освещения красного угла в избе, среднее – освещало ее центр, а третье окно давало свет бабьему месту в избе (оно называлось «кута»), в котором находилась печь и раз- личные предметы домашнего очага. Менее нарядными были крайние окна, они располагались по краям избы и назывались окончины.

На крыше дома находилось слуховое окно. Такое название оно получило за то, что служило «оком и ухом», которое «слушало» мир небесный и помогало людям общаться с высшими силами. Существует много поверий, обрядов, различных выражений, связанных с крестьянскими окнами. Ведь именно окно связывало крестьянина с природой и миром. Через него человек наблюдал смену времен года, дня и ночи, погоду. Как правило, окна старались расположить с солнечной стороны, чтобы сохранить связь человека со светом.

Назначение окон также связывали и с загробным миром. Когда человек умирал, на окно на три дня вывешивали полотенце, которое служило путем для покидающей этот мир души.

Существовал и другой обычай, связанный с окнами, – ставить на окно стакан для обмывания души. На ночь окна, как правило, запирали, чтобы через них не могли войти злые духи. На ставнях размещали различную символику, которая защищала людей от недобрых умыслов.

Отдельно стоит поговорить о наличниках. В древние времена окна украшали солярными знаками – восходящим солнцем и его лучами. Самыми любимыми символами для украшения окон стали цветы, стебли, листочки. Таким образом, человек не терял связь с природой даже внутри дома. Менее украшенными были дома Русского Севера. Но для каждой местности все равно существовали свои неповторимые узоры. На севере Руси и в средней полосе нашей страны можно было увидеть женский образ Матери, связанный с плодородием земли. В украшениях дома использовали и образы львов, драконов, различных птиц. Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно отражало внутреннее состояние человека. Если окна в доме закрыты – все спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые люди.

Традиции постройки избы, в основном, определялись климатическими условиями. На севере Руси преобладала влажная почва, и было много лесов. На юге страны почва была намного

суше, а леса для строительства хватало не всегда. Поэтому на юге чаще всего строили полуземлянки, на несколько метров врытые в грунт. А на севере Руси, напротив, гораздо раньше появились избы, выстроенные на возвышенности и имевшие настоящий пол. Когда маленькая Вселенная была, наконец, построена, ее начинали осваивать. Для этого существовало несколько специальных обрядов: через открытую дверь внутрь дома бросали клубок ниток. Держась за край нити, в дом входил хозяин – глава семьи, с помощью этой же нити он по очереди втягивал в дом остальных членов семьи. Вместо ниток нередко использовали пояс или обувные завязки. Нить в представлениях древних людей была связана с мировым древом.

Существовал и другой обряд: на первую ночь в новой избе закрывали кота и кошку. На вторую – петуха и курицу. На третью – маленького поросенка. На четвертую – овечку. На пятую – молодую корову. А на шестую – лошадь. На седьмую же ночь человек сам входил в дом и за ночевывал в нем. Дом считался благополучным только тогда, когда животные, находящиеся в нем, наутро оставались живыми и невредимыми. Если же кто-то из них умирал – в дом не въезжали. В Белоруссии такой обычай существовал до начала XX в. И даже сейчас, приобретая новое жилье, человек перед въездом пускает вперед кошку.

Рождество избы От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп. Тепел паз, захватисты кокоры, Крутолоб тесовый шоломок. Будут рябью писаны подзоры, И лудянкой выпестрен конек. По стене, как зернь, пройдут зарубки: Сукрест, лапки, крапица, рядки, Чтоб избе-молодке в красной щубке Явь и сонь мерещились – легки. Крепкогруд строитель – тайновидец, Перед ним щепа как письмена: Запоет резная пава с крылец, Брызнет ярь с наличника окна. И когда оческами кудели Над избой взлохматится дымок – Сказ пойдет о красном древоделе

По лесам, на запад и восток.

Н. Клюев

3. Творческое задание

При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу. Используя различные цвета, вырисовывайте отдельные детали дома (на выбор: наличники, крышу, декоративные фигурки, фронтон). Но сначала выполните зарисовку карандашом, а затем раскрасьте работу.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.) – Для чего люди наполняли свое жилище различными образами? – Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома, внешняя красота придавала человеку сил, направляла его по жизненному пути.

Категория:

5 класс · Изо · Поурочные разработки

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

К уроку ИЗО 5 класс: “Убранство русской избы”

Предлагаю материал к уроку ИЗО «Убранство русской избы» в 5 классе по программе Б.М.Неменского: презентацию и видео – материал, а так же художественные произведения великих и не очень художников, изображавших интерьер русской избы.
На этом уроке ученики должны понять символическое значение знаков – образов в декоре избы. На уроке для наглядности используется макет русской избы (издательство Умная бумага).
Презентацию сопровождает отрывок из хоровой поэмы «Перезвоны». (По прочтении В. Шукшина) Валерия Гаврилина – Вечерняя музыка. Для настроя на практическую работу ребята слушают песню «Русская изба» (Е.Птичкин – М.Пляцковский) в исполнении Марии Пахоменко.
Задание лучше давать вариативного характера: одни делают причелины, другие полотенце, наличники, лобовую доску, а затем все собирается в единую композицию «Русская изба».

Скачать (PPTX, 6.48MB)

Василий Поленов “Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце” 1878

Чайников Г.Л. “Деревенский интерьер. Август”

Бурдасов “Дом в деревне”

Анохин ” В старом доме Ракитиных”

Василий Поленов “Интерьер избы”

Борис Михайлович Кустодиев “Комната в доме Прокофия Пазухина” 1914

Панов Эдуард “ Русская изба”  2013 

Куликов И.С. “В крестьянской избе”

Маковский В.Е. “Утренний чай”

Переверзева А. К. “Интерьер. Север”

Травников Г.А. “Кухня” 1985

Максимов ” Внутренний вид избы”

Эллерт ” В избе”

Максимов ” Внутренний вид избы” Василий Перов “Ночью в избе” Эскиз для «Спящие дети»

Илья Репин. “В избе” 1878

Илья Репин. “В избе” 1895

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина

Кто знает автора  и название?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

kasper-sudak.ru

Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс. Убранство русской избы

Технологическая карта урока.

Тема урока: Убранство русской избы. Предмет: изобразительное искусство. Класс: 5 класс. Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.

Цели урока: Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома

Образовательные Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы Развивающие Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи. Воспитательные Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Основные понятия Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент Межпредметные связи Искусство, история Ресурсы Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов. Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Планируемые результаты

Метапредметные:

ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос¬сии; Предметные: умение выявлять в произведениях крестьянского при¬кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально¬го и художественно-образного начал, конструктивного, деко¬ративного и изобразительного элементов, формы и декора.

Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народ¬ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо¬собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе¬ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на¬выков в процессе совместной практической творческой дея¬тельности.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Орг. мом. (1-2 мин) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь организовать место занятий. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2. Актуализация знаний. (5 мин) Беседа о древних корнях народного искусства.

-«О чем мы говорили на прошлом уроке?» -«Где также использовал народ данные символы?» -«Как называл свой дом русский народ?» Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». -«О древних символах народного искусства» -«На предметах ан одежде, в украшении дома» Объясняют смысл понятия «Изба». Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.

(5 мин) --Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? -«Убранство русской избы»- Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. -«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы, его деталями» Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4. Открытие нового знания.

(7-8 мин.) Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

5. Первичное закрепление

(4 мин) Работа с учебником стр.29. -«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?» -«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор? Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Участвуют в диалоге. -«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься». -«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные: управлять своей деятельностью

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(15 мин) -«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома - наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Рисование наличника. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

7. Включение в систему знаний и повторение.

(7 мин) -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием). -«Что нового вы узнали на уроке?» - «Какова была тема урока?» - «Какова была цель вашей деятельности?» - «Вы достигли поставленной цели?» - «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Ответы учащихся Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

8. Рефлексия учебной деятельности.

(2 мин) Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы: Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… -«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке». (карточки-смайлики) Ответы учащихся Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

9. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. Запись д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Раздаточный материал.

Самоанализ Данный урок является вторым по счёту в разделе «Древние корни народного искусства» программы предмета Изобразительное искусство. При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, учебные и психологические особенности школьников. Данный урок связан с предыдущим и работает на последующие занятия на тему: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Русская народная вышивка» и «Народный праздничный костюм». На уроке применялись такие методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод фронтальной организации учащихся, мотивации учебной деятельности, познавательно-рефлексивный. На занятии использовались различные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа. С целью повышения качества образования учащихся на уроке использовались компьютерные технологии.

Тип данного занятия - открытие нового знания, поэтому оно имеет следующую структуру:

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка проблемы и учебной задачи. 4. Открытие нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия учебной деятельности. 9. Домашнее задание. На этапе самоопределении к деятельности урока был использован приём эмоционального настроя обучающихся на работу. На этапе актуализация знаний для актуализации знаний был использована проблемный диалог по вопросам предыдущего занятия помог перейти к новому материалу. Таким образом, на уроке были созданы условия для активной деятельности учащихся. На этапе постановки проблемы и учебной задачи дети рассказывали об истории происхождения слов, читали учебник, выявляли тему, была проведена работа в парах. Виды речевой деятельности учащихся на занятии разнообразны: слушание, чтение, диалог. Закрепление нового материала было дано в форме практической самостоятельной работы. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся. На протяжении всего занятия было организовано диалогическое общение с учащимися. Учащиеся свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке. В конце занятия был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь. Выбранная мною структура занятия и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Метапредметный подход на занятии осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из уроков истории и искусства. Задачи занятия реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма занятия позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!

ped-kopilka.ru

Презентация по изобразительному искусству №3. 5 класс на тему: "Убранство русской избы".

Описание слайда:

5 класс. 3урок. Убранство русской избы. Автор - Учитель: Трифаненкова Татьяна Анатольевна. Цель: Формировать представление: о специфике строительства избы; о практическом применении резьбы, вышивки, ткачества, ковроткачества, росписи посуды в жизни человека; Воспитывать: духовную потребность учеников к созданию своими руками – шедевров творчества и стремление к прекрасному. Раскрыть: ученикам понимание выразительных возможностей материалов, применяемых в быту; Обогатить словарный запас учеников; Заинтересовать научно- поисковой работой. Развивать интерес к изобразительному искусству, Находить практическое применение обретённым навыкам. Научиться вырезать симметричный рисунок на «причелинах». наличниках, «полотенце», фронтоне… Тип урока: Изучение новых знаний, закрепление изученного материала. Форма обучения: групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная. Методы обучения: поисково - познавательные (исследовательский), урок- экскурс в историю, словесно- «клиповый», иллюстративный, игровой. Способы обучения. Наглядный : плакаты, видео - ролики, клипы, предметы быта, раздаточный материал, учебник Н.А Горяевой, О.В. Островской « ДПИ в жизни человека» стр.20 -29, рабочая тетрадь – стр .9-14.); Словесный - лекция- монолог, диалог, анализ; Практический – задание: 1. Выполнить эскиз украшения дома или одежды (коня, птицы, дерева, «Берегини» или композицию из различных элементов древнерусской символики, солярных знаков на рушнике- полотенце…) 2.Вырезать симметричный орнамент на: причелинах, «полотенце»- лобовой доске, фронтоне, на наличниках. 3. Коллективная работа. Вырезают: 1 группа - наличники, 2 группа – причелины, 3. группа – избу, двери, сени и лобовую доску. 4. группа – всё наклеивает на ватман. Организационный момент: -3- 5 минут. а) приветствие -1 мин. б) проверка присутствующих -2 мин. в) проверка готовности к уроку -2 мин. Планируемые образовательные результаты. Предметные: научатся понимать специфику строительства дома, применять на практике; сравнивать объекты (конструктивность, декоративность, материалы), подразделять ДПИ по видам (вышивка, резьба, вязание, ткачество, фриволите, макраме, инкрустация, аппликация и т.д.); познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями. Метапредметные. Научатся : определять цель, проблему в учебной деятельности ; записывать, фотографировать; чертить схемы орнаментов и узоров; запомнят сложные слова и термины по искусству; Изложат своё мнение; Услышат музыку по - новому. Личностные: осознают свои интересы – почему нужно уметь рисовать? (орнаменты и узоры применяются в вышивке, вязании, резьбе, макраме, фриволите, ткачестве и т.д.

infourok.ru


Смотрите также